Новый Порядок аттестации регламентируется приказом Министерства просвещения России № 196 от 24.03.2023 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников». Он вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Порядок регулирует проведение аттестации в случаях, когда необходимо:
- подтвердить соответствие работника должности,
- присвоить первую и высшую категорию,
- установить категорию «педагог-методист» и «педагог-наставник».
Новые категории, по задумке Минпросвещения, должны решить проблему методической и наставнической работы в школе. Дело в том, что учителя и до 2023 года зачастую выполняли эти важные функции, но не имели при этом никакого официального статуса. Введение новых категорий должно регламентировать оплату труда и повысить мотивацию педагогов к горизонтальному карьерному росту.
Аттестация на соответствие занимаемой должности
Новый Порядок уточняет состав аттестационной комиссии. Теперь в нее должны входить 5 человек. И если раньше отсутствие в комиссии руководителя организации было рекомендацией, то теперь это обязательное правило. Еще одно требование: в комиссию должны входить представитель профсоюза и специалисты. Это обеспечит всесторонний анализ деятельности учителя и ее объективную оценку.
Группы лиц, которые не проходят аттестацию на соответствие:
- учителя, которые имеют первую или высшую категории;
- молодые специалисты, которые работают в ОО менее 2 лет;
- беременные и находящиеся в отпуске по беременности и родам, в декрете;
- преподаватели, которые из-за болезни отсутствовали на рабочем месте дольше 4 месяцев.
Аттестация на соответствие по-прежнему проводится 1 раз в 5 лет.
Аттестация на первую и высшую категории
Первое изменение также касается состава аттестационной комиссии. Теперь в нее входит 7 человек, в том числе представитель профсоюза и специалисты.
Второе изменение заключается в новых способах подачи заявления. Теперь это можно сделать по электронной почте либо отправить почтой РФ «аналоговое» письмо с уведомлением. Кроме того, подать заявление можно через портал «Госуслуги».
Если сотруднику уже присвоена первая категория, срок подачи заявления на высшую категорию не ограничен. В случае, если комиссия откажет ему в присвоении высшей категории, работник сохраняет первую категорию. Подать новое заявление на повышение можно будет через год.Обновлен и перечень сведений, которые преподаватель должен заполнить в заявлении:
- уровень образования (квалификации),
- результаты профессиональной деятельности,
- имеющиеся квалификационные категории,
- должность, по которой будет проходить аттестация.
Главное изменение — из Порядка исключен срок действия категории 5 лет. Это значит, что первая и высшая категории, присвоенные с 1 сентября 2023 года, будут бессрочными.
- Квалификационные категории, присвоенные до вступления в силу нового Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.
Основания для присвоения первой и высшей категорий остались прежними.
Аттестация на квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»
Цель аттестации на эти категории — выявить и использовать потенциальные возможности учителей в методической помощи и наставнической деятельности.
У процедуры есть ряд особенностей:
- Аттестацию инициирует педагог.
- К процедуре допускаются только педагоги с высшей категорией.
- Категорию устанавливают при условии, что педагог выполняет дополнительные функции, касающиеся методработы или наставничества.
- Работодатель должен представить в комиссию ходатайство с описанием методической или наставнической деятельности педагога.
Присвоение одной из этих категорий предполагает, что педагог будет выполнять в образовательной организации дополнительные обязанности, связанные с методической работой или наставничеством. Сроки действия категорий в Порядке не указаны.
В новом Порядке четко сказано, что наличие категорий является основанием для дифференциации оплаты труда. А это значит, что за дополнительные обязанности педагоги смогут получать и дополнительную оплату.
Категория |
Основание для присвоения |
Педагог-методист |
Руководит методобъединением, активно участвует в методической работе школы |
|
Руководит разработкой программно-методического сопровождения, в том числе для реализации инновационных образовательных программ и проектов |
|
Оказывает коллегам методическую поддержку при подготовке к профессиональным конкурсам и помогает им в профессиональном развитии |
|
Передает опыт по использованию авторских учебных и учебно-методических разработок |
Педагог-наставник |
Руководит практической подготовкой студентов по образовательным программам СПО, ВО |
|
Является наставником педработников образовательной организации, активно сопровождает их профессиональное развитие |
|
Содействует подготовке коллег, в том числе молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства |
|
Распространяет авторские подходы и методические разработки в области наставничества |